НБУ решил, что банк осуществлял рисковую деятельность, которая заключается в проведении операций с двумя финкомпаниями по перечислению безналичных средств на общую сумму около 400 млн грн по договорам на услуги инкассации. А затем - использовались для расчетов с физическими лицами, которые продают сельхозпродукцию или металлолом.
Однако в банке, который подал иск в Окружной админсуд Киева, утверждают, что действовали исключительно на основании договор об инкассации средств, принадлежащих финансовым компаниям.
Исходя из пункта 21 части первой статьи 1 Закона 1702-VII предусмотрено, что клиентом банка является любое лицо, которое обращается за предоставлением услуг к субъекту первичного финансового мониторинга; пользуется услугами субъекта первичного финансового мониторинга. При этом, к услугам инкассации частности, относятся сбора валютных ценностей из отделений банка доставка их к клиентам банков (абз. 2 Подпункт 19 пункта 4 раздела I Инструкция № 29)
Следовательно, лицо, которое не имеет счетов в банке, но заключило с банком договор на инкассацию средств, является клиентом этого банка. На момент перечисления средств по договорам инкассации у Банка отсутствовала информация о физических лиц, указанных в реестрах, предоставленных НБУ, поскольку клиенты - финансовые учреждения не проводили через банк операции с физическими лицами.
При этом в банке отмечают, что даже при наличии данных о физических лицах, у банка отсутствуют какие-либо правовые возможности проверить указанные лица являются умершими, в связи с отсутствием доступа в Государственный реестр актов гражданского состояния.
В свою очередь, на счета финансовых компаний поступали денежные средства от юридических лиц в соответствии с заключенными договорами поручительства, и в дальнейшем данные средства перечислялись (в безналичной форме) на счета «БАНК ЮНИСОН» и «Укргазбанк» по договорам инкассации.
Нужно отметить, что в аналогичной с Альпари-Банком ситуации оказались и многие другие банки. В частности, МТБ Банк, ТАС, ОТП, "Кристалл Банк" и другие. Для всех них юридическая коллизия состоит в том, что банки не в состоянии проверять клиентов своих клиентов - финансовых компаний (т.е. контрагентов), ввиду того что те (особенно физлица) на дают согласие на обработку персональных данных.
Кроме того, нет правил использования наличных для финкомпаний таких же жёстких как для обычных предприятий. Поэтому банкам тяжело понимать в каких целях "финки" используют наличку.
"Нарушен основной принцип солидарной ответственности. Ни одна финка не попала под санкции от налоговой, прокуратуры и прочих контролирующих органов, а банки от их обслуживания уже пострадали. Получается, что состава преступления нет ("финки" не наказаны), а банк который их обслуживает уже под штрафными санкциями", - утверждает председатель правления Альпари-Банка Дмитрий Яковлев.
Комментарии