Госбанкам разрешили распродавать проблемные кредиты и залоги. Дубинский объяснил коррупционные риски

Совет финансовой стабильности утвердил оперативные планы госбанков по существенному снижению в балансах уровня неработающих кредитов (NPL) — с нынешних 66% до 31% кредитного портфеля, сообщили СМИ. От невозвратов будут избавляться тремя способами:

  • долги будут отсуживать и взыскивать с заемщиков в судебном порядке;
  • будет взыскиваться и продаваться залоговое имущество;
  • будут перепродаваться кредитные портфели — коллекторским, факторинговым и прочим компаниям;
  • пойдет списание проблемки с балансов.

Конечно, есть надежда на реструктуризацию ряда кредитных долгов и на уплату их должниками. Однако она не очень большая, ведь если неплательщиками не смогли договориться за долгие годы, то и сейчас таких случаев будет немного.

План борьбы с проблемкой утвержден на три года, до 2023 года включительно. Банковские структуры будут его корректировать под себя. Например, Ощадбанк выдал журналистам такой график сокращения доли NPL в своем портфеле:

  • до декабря 2020 года — с 56,1% до 55%; 
  • в 2021 году — до 37%; 
  • в 2022-м — до 11%; 
  • в 2023-м — до 7%.

Какой ценой будет происходить очистка балансов и какие нормативы при этом будут устанавливаться — неизвестно. Потому есть опасения, что госбанки развернут массовые распродажи кредитов и оформленного под них залогового имущества по бросовой цене. Занижая ее до минимума, как не первый год вовсю делает Фонд гарантирования вкладов. Что чревато коррупцией и открытым разворовыванием активов госбанков, то есть госсредств. 

«То, что нужно решать вопрос с проблемными кредитами госбанков — это факт. Они не могут вечно висеть на балансах, банкам нужно возвращать свои средства. Однако стоит дважды подумать над механизмом, как это делать. Ведь просто перенять коррупционную модель «голландских аукционов», обкатанную Фондом гарантирования вкладов физлиц — нельзя. Мы уже видели, к чему это приводит: активы распродаются мутным компаниям за 1-3% их реальной стоимости. Идет откровенное разворовывание. Никто не контролирует эти распродажи, и не проводит расследований на предмет дальнейших сделок и взаимозачетов. Хотя часто сами должники перекупают долги у ФГВФЛ за копейки и закрывают их, хотя это и противозаконно», — прокомментировал ситуацию народный депутат Александр Дубинский.

В данном вопросе очень велик риск коррупции и хищений.

«Можно не сомневаться, что в истории с Ощадбанком и Укрэксимбанком сделают тоже самое — повыкупают старые долги за мизер, чтобы позакрывать уголовные дела по кредитным невозвратам. Чтобы всевозможные Порошенко/Свинарчуки смогли улизнуть от ответственности и нажиться на государственных банках, на государственных активах», — добавил Дубинский. 

Андрей Пшеничный для сайта dubina.tv

Комментарии

Материалы по теме