Кабмин с Нацбанком развернули теоретические встречи для обсуждения ситуации на валютном рынке и движения курса гривны. Провели первую такую. Ни о каких совместных действиях в настоящем или в будущем по ее итогам чиновники не сообщили. Поговорили и все. Что делать, чтобы обратить курсовые движения на пользу украинской экономике — они не придумали.
Просто нахваливали себя, и говорили, что все делают правильно. Находя позитивные, с их точки зрения, моменты в стремительном укреплении гривны, наблюдающемся в 2019 году:
То, что импортные товары постепенно вытесняют продукцию украинского производства и убивают наш бизнес, поскольку просто дешевле по ряду позиций — власти совсем не тревожит. В результатах встречи эта проблематика не описана, и тема, похоже, не обсуждалась.
Зато представители экономического блока правительства и НБУ попытались манипулировать фактами. Глупо и неумело. Заявили, что спад производства в металлургической отрасли вызван не укреплением гривны, а лишь снижением мировых цен на сталь на 20%. То есть не двумя этими факторами в сумме, а только одним — мировым. Как бы нелепо это не звучало.
Хотя в общем ничего удивительного. Отстраняться от проблем и снимать с себя ответственность — это все, что умеет нынешнее правление Национального банка. Разработка стратегии, которая бы позволила украинской экономике минимизировать свои валютные риски и выиграть на текущей конъюнктуре, — это слишком сложно для НБУ. Там способны лишь выдавать рассказы о том, что все и так неплохо.
Единственный вывод, к которому пришли участники встречи Кабмина и Национального банка преподают на первом курсе любого экономического ВУЗа: чтобы меньше зависеть от ценовых изменений на сырьевых рынках, нужно меньше опираться на сырьевой экспорт, и больше полагаться на производство товаров с добавленной стоимостью. Зачем нужна встреча на высоком уровне, чтобы это выяснить — непонятно. Ведь итоговый вывод можно прочитать в каждом учебнике по экономике. Добавили бы сюда тезис о ценности высокотехнологической продукции, и секрет Полишинеля был бы окончательно раскрыт.
По итогам встречи КМУ и Нацбанка остался один вопрос — для чего конкретно она проводилась? Ответа на него нет. Поскольку никаких практических выводов стороны в итоге не озвучили, и не объяснили, почему чиновники не могут обсудить текущие темы и отчеты по телефону (или в других каналах связи), и поднять свой образовательный уровень самостоятельно в личное время.
Андрей Пшеничный для сайта dubina.tv
Комментарии