Вчерашнее снижение учетной ставки Нацбанка на 2,5% годовых (до 11%) — нужный шаг, однако запоздалый. Он подчеркивает непоследовательность действий правления НБУ и конъюнктурный подход, считает председатель Совета Национального банка Богдан Данилишин.
«Грубые ошибки правления НБУ в конце 2018 и в начале 2019 по установлению учетной ставки на основе ложных предположений и прогнозов имеют далеко идущие последствия и, возможно, имеют признаки торможения политики ускоренного развития страны», — подчеркнул он.
По подсчетам Данилишина, при инфляции на уровне 4,1%, учетная ставка должна находиться в пределах 7-8%.
«Медленное снижение учетной ставки на фоне низкой инфляции делает проблематичным кредитования крупных предприятий в национальной валюте. Это также является «перегревом» монетарной политики, когда значение инфляции ниже инфляционного таргета, могут представлять реальную опасность для дальнейшего роста ВВП и наполнения государственного бюджета», — убежден председатель Совета НБУ.
Снижение учетной ставки на 2,5% в январе не сдвинет кредитование корпораций с мертвой точки в первом квартале 2020 года. Слишком много ошибок в монетарной политике наделало правление банковского регулятора.
«Фактически ошибочные прогнозы и предположения привели к формированию сверхжесткой монетарной политики в 2019 году. Только вмешательство Совета НБУ и мои выступления в прессе заставили правления НБУ прибегнуть к смягчению монетарных условий в конце 2019 года. Снижение учетной ставки на 2 п.п. до 13,5% было запоздалым шагом на пути смягчения монетарной политики. Запоздалым было решение о поднятии лимита интервенций на валютном рынке до 50 млн долларов в день. Это надо было делать еще в начале ноября. В условиях, когда показатель инфляции за последний год составляет 4,1%, наблюдается фактически промышленная дефляция, показатель учетной ставки к началу 2020 года на уровне 13,5% можно было бы считать тормозным на пути смягчения монетарной политики», — заверил Богдан Данилишин.
Андрей Пшеничный для сайта dubina.tv
Комментарии