Валютный рынок развернулся и доллар дорожает: что будет с курсом

Курс доллара перестал скатываться вниз и вошел в новую стадию — планомерного роста. До 18 августа предприятия платили квартальные налоги (налог на прибыль предприятий), потому экспортеры переводили инвалюту в гривну, и отправляли деньги в госбюджет. Доллар на межбанке дешевел аж до 27,22 грн/$. 

Впрочем, не долго продержался на этом уровне. Как только компани завершили расчеты с бюджетом, рынок развернулся в обратную сторону. Уже вчера, 19 августа, межбанковская торговля завершилась на уровне 27,44-27,47 грн/$. А сегодня, 20-го числа, безналичный рынок открывался в рамках 27,46-27,50 грн/$ и сразу пошел на 27,48-27,52 грн/$. В кассах банков наличный доллар утром стоит на продаже по 27,55-27,75 грн/$, а на покупке — по 27,15-27,40 грн/$.

В принципе это уже привычная история. Конец августа-начало сентября — в этот период в Украине почти всегда растет валютный курс, потому и родилась поговорка: о том, что «гривну по осени считают». В 2020 году под девальвацией заложен серьезный экономический базис: 

  • падение промышленного производства и ВВП; 
  • хроническое невыполнение госбюджета и наращивание госдолга: треть поступлений в казну — это заемные средства, что подтвердила вчера Счетная палата;
  • повышение эмиссионной активности Нацбанка: в январе-июне 2020 года объем денежной массы в Украине уже вырос на 16% при годовом прогнозе в 19,5%. То есть понятно, что денежный станок разогнали сверх меры.

Никто не говорит, что уравновешенная эмиссия — это зло. В конце концов, Европейский Центробанк и американский ФРС при ее помощи сейчас подпитывают свои экономики в разгар коронакризиса. А украинская экономика серьезное истощена из-за долгого правления бывших председателей НБУ Валерии Гонтаревой и Якова Смолия, которые работали только на одну цель — замедление инфляции, причем, даже угоду промпроизводству. А другого способа остановки роста потребительских цен, кроме высасывания денег из экономики — не знали или не умели реализовывать.

Это не значит, что денежная масса не увеличивалась: в 2017 году она подросла на 4,7%, а в 2018-2019-ом — на 9,2-9,6%. Однако эти деньги не попадали к производителям, поскольку не пускались на кредитование реального сектора экономики. Значительная часть эмиссии НБУ шла через рефинансирование прикормленных банков. А те тратили ресурсы либо на спекуляции, либо вообще разворовывали: не секрет, что многие не погасили нацбанковские кредиты, а повыводили их «на карман».

Нынешняя эмиссия идет через два канала: выкуп Нацбанком валюты на межбанке и рефинансирование НБУ, однако кредитования бизнеса по-прежнему нет. Хотя экономика остро нуждается в финансировании, и без него не сможет подняться с колен.

Потому нужно, чтобы банковский регулятор четко выверял и правильно рассчитывал денежные вливания в экономику. Так, чтобы курс доллара не вышел за оговоренные в бюджете — 29,5-30 грн/$. Курсовой риск с повестки дня не снимается, а только усиливается.

Из текущей ситуации есть только один вывод — не нужно торопиться продавать доллар. Если нет острой жизненной необходимости стоит подождать, и конвертировать валюту по более выгодному курсу. 

Андрей Пшеничный для сайта dubina.tv

Комментарии

Материалы по теме